Шахматы - это не только игра!

вкл. .

Шахматы – нечто большее, чем просто игра. В этом убеждены и  взрослые,  и дети,  открывшие для себя мир шахмат.

Уже второй год учащиеся третьих классов Елховской школы обучаются игре в шахматы по программе «Шахматный всеобуч». Занятия проводит Валентина Александровна Жукова, удивительный человек, влюбленный в шахматы с давних пор. Со вторника по пятницу ждет она своих питомцев в уютном кабинете  на четвертом этаже. Не только третьеклассники, но и ребята постарше с радостью бегут сюда.

Недавно состоявшийся турнир среди малышей выявил «сильнейших». Призовые места разделили  Юдина Полина, Коньков Антон,  Балашов  Иван,  Когдин Николай. С хорошими результатами завершили партии Полякова Анна, Буланов Дмитрий,  Нестеров Никита. Мы надеемся, что впереди  и у этих ребят, и у тех, кто только - только начинает играть,  будет еще немало побед.

 

Доказано, что шахматы положительно влияют и на психическое, и на физическое развитие, как это не парадоксально. Шахматные методики не только развивают интеллект здорового человека, но и используются для реабилитации больных: укрепляют чувство собственной интеллектуальной полноценности и способствуют восстановлению контактов с окружающими.

Благодаря этой игре, дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память (шахматист должен быть предельно внимателен, держать в голове сотни партий).

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский особо выделял роль и значение шахмат в умственном развитии младшего школьника: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам…Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

А самое главное, что дают шахматы, - это развитие творческих способностей детей! И именно это может спасти ребенка от дурных наклонностей.

А. Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.).  

Ученые доказали, что для нормальной психической деятельности человека необходим полноводный поток ощущений. И именно настольная игра способна передать информацию в мозг практически через все анализаторы.

Практикующие «шахматную терапию» в лечении детей с нарушением в развитии, отмечают, что пациенты становятся общительней, появляется связная речь, могут задавать правильно выстроенные вопросы. Это можно обосновать тем, что развитие руки ребенка и речь взаимосвязаны. Пальцы рук наделены огромным количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Даже незначительные упражнения рук влияют на здоровье человека. Ведь недаром старая педагогическая мысль гласит «ум ребенка очень часто находится на кончиках его пальцев».

Работая с шахматным материалом, ребенок воспринимает весь набор ощущений одновременно, воспринимает форму, цвет, пространство, направление, звук, чувствует соперника, развивается объемное видение.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Пресс-Центр Елховской школы

Счетчик посетителей

Посетители
3
Материалы
317
Ссылки
17
Количество просмотров материалов
223274